Дарья Пополитова
"Тактелит"
28 Окт — 15 Дек
2021
Куратор: Виктор Кудряшов
Идеей выставки является репрезентация машинимы как медиума, через который компьютер обнаруживает себя в качестве художника, или художник сам делегирует процесс создания произведения искусства машине.







Съемка подобного рода работ происходит исключительно в пространстве видеоигры или игрового движка. Хотя нередко художники сами конструируют отдельные элементы или целые миры. Можно вспомнить, например, дом-музей Криса Маркера в виртуальном мире «Second Life». Я считаю, что по-настоящему интересной эта практика стала, когда художники начали активнее использовать глитч и помехи, что случилось примерно в 2010 году. «Битые» пиксели, помехи, шумы и прочие виды глитча обогащают эстетическое сообщение. Эти элементы смещают фокус с человеческого чувствования на поле особого чувствования машины, которое недоступно нам. Более того, всё это указывает на совершенно другой тип переживания материальности»
"
Машинима – одна из практик, которая воспела оду машине как художнику
"
Алина Батичкова
Машинима – это способ снимать кино и видеоарт внутри видеоигры.
Само понятие было изобретено математиком и любителем видеоигр Энтони Бейли и изначально выглядело как «machinema» (сочетание слов «machine» и «cinema»). Впоследствии другой энтузиаст Хью Хэнкок решил создать веб-сайт для публикаций работ и общения с профессиональным сообществом игроков, разработчиков, художников. Однако Хэнкок совершил ошибку и случайно заменил одну букву в названии сайта, благодаря чему мы имеем понятие «machinima». Бейли похвалил Хэнкока за эту ошибку, отметив то, что теперь в этом термине читается слово «душа». Кажется чрезвычайно важным продолжить осмыслять машиниму именно в этом направлении, «оживляя» это понятие.


На наш взгляд, машинима, понятая как «machinae anima» («душа машины»), дает возможность рассмотреть сам феномен с другого ракурса.

Что дает такой подход к машиниме? Прежде всего, таким образом мы фокусируемся на машине как альтернативном человеку творце, который способен создавать произведения искусства.
Художники:
Крис Хаулет
"How to get an education"
Видео, 2016-2020
Этот видео-гобелен, был сделан за счет автоматизации работы машины и небольшого размера изображений, которыми она оперирует, выбирая рандомную картинку из библиотеки данных.
В современном мире мы сталкиваемся с быстрым потоком информации, которая влияет на широкую геополитическую реальность и движет трендами в видеоиграх. Для древних восточной и западной цивилизаций ковер или гобелен были способом увековечить события. Коллективное сознание сообщества построчно вплеталось в образ, который в своей совокупности формировал узнаваемый узор. Ковер ручной работы - медленный, пассивный и очень ценный носитель информации.
Сочетая 3D-игру с интерактивными игровыми модами, видеопроекциями, звуковыми объектами и инсталляциями, Хаулетт активирует иммерсивное пространство, из которого можно критически рассмотреть, как реальность и моделируемая среда конструируют наши представления о природе идентичности. Его работы дают возможность задуматься над тем, как мы функционируем, как общество отвечает на эти новые пространства взаимодействия, как мы можем реагировать на политические изменения виртуальных мест обитания, а также как они могут представлять собой возможности инакомыслия или оппозиции в нашей насыщенной средствами массовой информации культуре.

Крис Хаулетт - медиахудожник из США. В настоящее время его художественная практика направлена на интерактивное видео, перформанс и саунд-арт, сайт-специфик скульптуры, машиниму и живопись, исследующие ряд фундаментальных вопросов о том, как новые технологии меняют культурные и политические представления о нашем физическом и психологическом "я". В 2000 году Хаулетт окончил Калифорнийский институт искусств со степенью магистра. Его работы выставлялись на международных выставках, включая XXI триеннале Международной выставки в Милане, GamerZ в Марселе, Франция, Inter-Society of Electronic Arts в Хельсинки, Финляндия и Стокгольме; Videoholica International Video Art Festival в Болгарии; Los Angeles Freewaves Festival of Film, Video and New Media и выставлялись в Art Centre College of Design в Пасадене, Калифорния. В настоящее время он получил степень доктора философии (PhD) в Квинслендском технологическом университете в Брисбене, штат Квинсленд.
https://www.chrishowlett.com.au/
Томас Хауранке
"Play as Animals"
Видео. 2019
В «Play as Animal» художник тормозит движение на дороге в игре «GTA V» с помощью специального «мода», который позволяет ему играть за различных животных. Это дает возможность сместить ракурс на нечеловеческие объекты как полноправных игровых персонажей внутри виртуального мира. Фокусируясь на нечеловеческой эстетике, художник подчеркивает свой отказ от антропоцентризма в искусстве...
Три экрана показывают различные модусы строения видеоигры от сетки и библиотеки 3D объектов до полноценного уровня игры на их основе. Хауранке воссоздает архитектонику виртуального пространства. Игровой мир без вплетенного нарратива.
Томас Хауранке – художник и исследователь. Он получил диплом в области аудиовизуальных медиа в Кельнской Академии медиа-искусства и степень доктора философии в области медиа-искусства в Университете Баухаус в Веймаре. В 2005 году он присоединился к группе художников susigames, был художником в резиденции Центра искусства и МЕДИА (ZKM) Карлсруэ и получил стипендию для художественных исследований в области видеоигр. В 2009 году он стал соучредителем Paidia Institute, междисциплинарной исследовательской группы, работающей между искусством, технологией и наукой.
http://www.thomashawranke.com
Виктор Моралез
30 seconds or more:
«beyond the magic mushrooms»,
«Quantum people on vacation»
«Draft Dance and Bad Automatic Rig»
«The tree»
Видео: 2013-2014
В серии работ «30 seconds or more» Моралес использует специальный плагин для модификации изображения, который создает эффект сюрреалистического пространства. Он наделяет фантазийные объекты природы необычайной гибкостью. Виртуальная камера пульсирует вместе с этими объектами, то есть утверждается художником как такой же эластичный материал, поскольку они обладают одной и той же природой (подобно тому, как пленка сделана из того же физического материала, что и снимаемые ею объекты). Сам Моралес интересуется именно способностью к бесконечной трансформации игрового движка..


Виктор Моралес родился в Венесуэле и на данный момент работает в Нью-Йорке, где занимается видео, 2D и 3D дизайном, анимацией, звуковым дизайном и машинимой. С 2005 года он стал одержим технологией видеоигр и внедрил различные игровые движки в большинство своих работ. Работы Моралеса посвящены исследованию игровых движков как среды моделирования. В 2009-2010 годах он ездил в резиденцию Фестшпильхауса Санкт-Пельтен, Австрия, где продюсировал видео-проекты для оркестра Тонкунслера и новой оперы Вольфганга Миттерера Playzero. В 2016 году его работа стала частью XXI международной выставки «Триеннале 21 век», «Design after Design», в Италии. Интерактивное иммерсивное живое выступление Виктора “Esperpento” было выбрано в рамках фестиваля Sundance Festival New Frontiers 2019 года, а также в 2019 году инсталляция «Esperpento» была удостоена премии “Лучшее иммерсивное и основанное на времени искусство” на Биеннале B3 в Бухмессе во Франкфурте, Германия.
Оскар Нодал
«Sleepy Existence», 2014
«Glitch upon a time in the West», 2016
Оскар Нодал полагает, что глитч обладает нарративной функцией, то есть может рассказать историю или раскрыть психологию персонажа. На примере своего творчества он показывает, как глитч становится функциональным двигателем истории. В «Glitch upon a time…» Нодал использует игровой движок «Red Dead Redemption», разработанный по всем жанровым канонам вестерна. С его помощью он снимает историю о сыне, потерявшем отца из-за группы разбойников на Диком Западе. В этой работе представлены естественные глитчи, то есть те, которые появились в ходе игры без специальных модов и действий со стороны художника.
Оскар Нодал – художник из Мексики, который на настоящий момент живет и работает в Новой Зеландии. Он получил степень Ph.D. в области кино и выставлялся в Музее современного искусства MOCA (США), галерее искусств миланского университета IUML (Италия), Музее искусств Хуареса (Мексика). Кроме того, Нодал – медиа теоретик и исследователь, его часто можно встретить на различных фестивалях, посвященных новым медиа, в качестве лектора.
https://www.oscarnodal.com

ВСЕ ВЫСТАВКИ
БЕРТГОЛЬД ЦЕНТР
ГРАЖДАНСКАЯ УЛ, 13-15
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ